В древности у славян готовое рукоделие служило оберегом, защитой от злых сил. Для этого годились не только готовые изделия, но и предметы рукоделия – нитки, иголки, веретена и др.
Изготовленное определенным образом изделие могло защитить и целое селение. Для этого с заговором от мора, засухи, войны, наводнения ткали «обетные», «обыденные» полотна или вышивали скатерти, полотенца. В работу вплетались или вышивались узоры, имеющие особый смысл, являющиеся оберегом. Особенно сильными считались защитные свойства этого изделия, если в работе принимали участие незамужние женщины.
Покровительницей женщин, детей и всяких женских дел в древние времена считалась богиня Мокошь (в христианстве ее заменили Параскевой-пятницей). В ее день рукоделием заниматься строго запрещалось. Иначе она могла наказать ослушницу.
Издревле женщины старались украсить свой дом, одежду, предметы быта и лучше всего этим целям служило рукоделие. Долгие зимние вечера хорошо коротались за занятием вышивкой, шитьем и т.д. Вышивкой украшали сарафаны, рубашки, кокошники, пояса, полотенца и другие предметы.
Рукоделие было непременной частью женского образования на Руси и позже в XVIII и XIX веках. Оно входило в обязательную программу учебных заведений для девочек, например Смольного института, первого подобного учреждения в России. Институты, особенно столичные находились под покровительством царствующих особ. Именно в подарок императорской семье создавались руками учениц самые лучшие и роскошные вышивки. Причем они использовались по назначению. Ученицы вышивали капоры, пелерины, передники, домашние туфли и даже ковер для императрицы, работа над которым продолжалась три года. Рукодельные работы были одним из немногих способов показать себя для закрытого заведения.
Рукоделие было популярно не только в России, но и в Европе. Его стиль был подвержен моде и менялся, например, вместе со стилями архитектуры. В конце XVIII века во Франции на смену барокко пришел стиль рококо. Его название произошло от слова ракушка, морская раковина. Нежной и вычурной становится вышивка. Золотое шитье, как более тяжелое, сменяется пайетками и мишурой. Для удобства работы появились счетные схемы для вышивки крестом и петитом. Их рисовали от руки, и сначала они были одноцветными. Позднее в женских журналах стали печатать узоры из цветных клеточек.
В основе сюжетов для вышивок лежал «рокайль» - изогнутый овальный мотив, напоминающий ракушку. Его сочетали с листьями, цветами и разными фигурками. Узоры изображались в мягких, пастельных красках, оттенках фарфора голубых, сиреневых, розовато-палевых. Вышивкой покрывались обивки кресел, диванов, подушки, скатерти, сумочки и, конечно, одежда.
Рукоделие, особенно вышивка, и сейчас в наше стремительное время снова в моде. Им увлекаются не только женщины, но и мужчины, независимо от профессии и образования. Вышивка объединяют людей из разных городов и даже континентов, особенно благодаря Интернету.
Из глубины веков до наших дней человек пронес тягу к прекрасному и веру в необыкновенные свойства, изготовленных вручную вышитых изделий.