В конце ХIX – начале XX веков модной была вышивка одноцветным бисером по кружеву из узкой тесьмы (сутажа). Так изготавливались колье, воротники, пояса, а также вставки и корсажи на платья, которые очень украшали наряды. Этот способ декорирования одежды, как и вышивка по тюлю, также широко применяемая в то время, требовал большого терпения и мастерства.
Как выполнялись такие украшения, я прочитала в одной старой книге, но там нашлось только краткое описание работы. Она была непростой и включала в себя несколько этапов. Сначала создавался на бумаге рисунок (сколок), состоящий из волнистых линий, завитков, стилизованных цветов. На него накалывалась булавками узкая тесьма, которая соединялась стежками в точках пересечений и соединений деталей узора. Затем свободные участки заполнялись перемычками из бисерных нитей, которые одновременно придавали кружеву из сутажа прочность и делали рисунок более изящным. Окончательно бисером покрывалась вся лицевая поверхность тесьмы. Получалось очень красивое и эффектное изделие.
Я тоже захотела попробовать себя в этом старинном виде рукоделия и решила сделать накладной воротник для платья, используя вышивку бисером по сутажу.
Схему взяла из книги по рукоделию, посвященной фриволите. Это было изображение двухчастного воротника, украшенного волнистой линией из крупных зубчиков. Мне оно показалось несложным, выразительным и вполне подходящим для моей цели.
Сначала я перенесла рисунок на лист плотной бумаги и приколола с помощью портновских булавок узкую тесьму точно по проведенным карандашом линиям на одной половине воротника, не допуская перекрещивания или скручивания. После этого, ниткой подходящего цвета соединила ее в местах соприкосновений в узоре. Эти же действия повторила на скопированном рисунке второй половины воротника.
Для работы выбрала чешский бисер бензинового цвета. Он лучше всего подошел к оттенку тесьмы, меня привлекли переливы от зеленого к фиолетовому, довольно эффектные и одновременно гармоничные. Затем, не откалывая воротник от бумаги, я стала заполнять каждый зубчик воротника на обеих половинах перемычками из бисерных нитей, стараясь, однако не прокалывать бумажную основу. Закончив этот этап, вынула булавки, отсоединив изделие от подложки.
Чтобы покрыть бисером всю лицевую сторону тесьмы, мне нужно было выполнить определенные действия. Для начала я сплела достаточно длинную цепочку «в крестик» из бисера на двух иголках, но нитки не закрепила, оставив их свободно свисать. Взяв воротник, стала нашивать бисерную цепочку на его заготовку так, чтобы она плотно прилегала к тесьме с верхней стороны, проходя все изгибы и повороты, сначала на одну половину изделия, потом на другую. Если бисерной цепочки не хватало, я доплетала нужный отрезок к свободному концу, и продолжала пришивать ее к основе. Закончив, закрепила кончик цепочки и обрезала нитки.
Затем замкнула воротник, соединив две половинки впереди с помощью яркого страза и, пришив замочек для украшений сзади.
Чтобы еще больше украсить изделие, я отошла от старинного способа, добавив в плетение золотистый бисер, и стала постепенно соединять зубчики между собой, выплетая посредине крестики, по отдельности на каждой половине воротника. Прямо на глазах вещь преображалась, превращаясь из неоконченного изделия в почти готовое украшение.
В общем-то, на этом можно было остановиться, так как вид был уже очень привлекательный, но я хотела пройти весь процесс до конца. И приступила к окончательному этапу – плетению ажурной сетки, которая должна была дополнить композицию, придав ей завершенный вид.
Выбрав подходящий, по моему мнению, узор, сначала нарисовала продуманный эскиз, а затем принялась его воплощать в жизнь, то есть плести из бисера. Постепенно из-под моих рук стала появляться ажурная окантовка воротника, которая его преображала, делая более вычурным, нарядным.
Процесс изготовления подошел к концу, плотная основа темного бензинового цвета дополнилась светлой воздушной золотистой сеткой, выделяясь контрастом на ее фоне.
Это был мой первый опыт работы в подобной технике. Может быть, что-то получилось не совсем правильно, не так, как представлялось вначале, но результат мне понравился.
Готовый воротник я примерила с однотонным трикотажным платьем. Украшение получилось оригинальным, и наряд великолепно выглядел. Впечатление от платья стало совершенно другим, повседневность сменилась праздничным видом и теперь напрашивается такой же пояс для завершения образа, когда-нибудь я займусь и его изготовлением.